![](/Xeberler/medeniyyet/picture139147.jpg)
Театр можно рассматривать как феномен, возникший от необходимости структурировать процессы человеческого мышления. Родившийся в незапамятные времена, Театр был, и остается, тесно связан с эволюционными процессами человеческого сознания. Или с инволюцией, если рассматривать ход нашей истории с точки зрения традиционалистов. История драмы – это история путешествия человеческого Духа, метаморфоза его секуляризации. От сакрального немотствования первобытных теней, играющих на стенах пещеры во времена, когда впервые возникли маски, как атрибут шаманской экипировки, ограждающие реальных людей от агрессий Другого, – к античному герою, ослепленному Роком и враждебными ему силами Космоса. От средневековых наивных и назидательных мистерий, к драме Нового Времени, в которой герой обмирщен и социален, оторван от сакрального, более того, иногда враждебен ему, и потому утоплен в абсурде современности. Но мне хотелось бы рассмотреть не столько те изменения, которые возникли в драматургии в ходе исторического и культурного процесса, сколько сам феномен Театра, в его привязке к природе и механизмам человеческого мышления. Для этого, нужно сперва разобраться, что же такое есть в нас наше мышление? Вербализированный способ постижения и интерпретации внешнего мира, объективной реальности. Правда, подобная зависимость от нашего понимания и наших интерпретаций ставит под сомнение и сам факт существования объективной реальности, как таковой, но об этом мы, возможно, поговорим в другом месте. Сейчас же понятно одно, вербализированное описание мира не может быть исчерпывающим определением термина «сознание», поскольку существуют формы осознанности, вербализации не поддающиеся вовсе, или же поддающиеся ей с большим трудом. Такие уровни нашей психики может олицетворять собою Театр Теней (хотя в его традиции в некоторых случаях существует устойчивая нарративность), а также далекая от нас традиция театрализованных мистерий первобытного прошлого. В наше время подступы к вербально невыразимым граням человеческой психики были раскрыты в театральных системах Арто, Гротовского. В азербайджанском театре эти сферы исследовал и пытался выразить своим методом Вагиф Ибрагимоглу.
Глава из книги «LUCIDITY: Сны о Режиссуре». ![](/Xeberler/medeniyyet/48D2766-300x199.jpg)
Рубрики: «LUCIDITY: Сны о Режиссуре»
|